Первый год жизни щенка -интенсивный и важный этап развития , причем не только для владельца собаки , но и для подрастающего малыша . Щенки быстро растут и развиваются , поэтому ошибки в воспитании , диете , дрессировке и взаимодействии с другими членами семьи , допущенные в первые месяцы жизни , могут оказать колоссальное влияние на характер собаки в будущем . Согласно исследованиям Колледжа ветеринарной медицины , при Университете штата Флорида ( США) , ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПЕРИОДА: * Неонатальный ( от рождения до 2 недель) * Переходный период ( до трёхнедельного возраста после рождения ) * Период социализации ( от 3 до 12 недель ) * Ювенильный период ( с 12 недель до достижения зрелости, так как активное развитие собаки завершается в период полового созревания )
Дни | Физиологическое развитие | Поведенческие изменения | Действия заводчика ,владельца |
1-3 | маленький запас энергии ( нет жировой прослойки ),физиологическая потеря веса 10% выделение мекония ( первородного кала)уши глаза закрыты . В первые 24 часа Частота дыхательных движений 8-18 в минуту, температура тела 34,4-36*С .В первые часы после рождения отмечается максимальная всасываемость иммуноглобулинов в кишечнике новорожденных . Отсутствует рефлекс дрожания , щенки полностью зависят от внешнего источника тепла или матери | На этом этапе щенки весьма беспомощны и полностью зависят от матери .Крайне важно чтобы в первые 24 часа своей жизни щенки получили молозиво матери , содержащее антитела ( колостральный, пассивный иммунитет ) которые будут защищать малыша в первые недели жизни от инфекционных заболеваний | устройство тёплого ящика в полутёмном месте . С разу после рождения каждого щенка поднести к соску матери (ранний прием молозива профилактирует гибель и заболевание приплода) Температура окружающей среды должна составлять не ниже 25*С .Обеспечить источник дополнительного тепла .Взвешиваем 2 раза в день и записываем показатели . |
5—7 | Неспособны опорожняться от мочи и кала (это делает сука путём вылизывания ) 1-5 день снижена болевая чувствительность , мозг плохо развит . С 5 го дня начинают открываться ушные проходы .Начало окрашивания мочки носа . | Начинают находить наиболее молочные соски , знают запах матери .В основном спят и едят . Из органов чувств функционируют обонятельный , вкусовой , кожно-температурный , вестибулярный . Во сне щенки подергиваются и вздрагивают .Эта двигательная активность во время сна имеет важное значение для нормального развития мышц | Следить чтобы сука не придавила щенков . Поддерживать температурный режим в гнезде не ниже 25*С . При искусственном вскармливании массировать животики .3-5 день удаление прибылых пальцев , купирование хвоста . Гипотермия является одним из главных факторов ,индуцирующих развитие сердечно-лёгочной недостаточности при синдроме увядания щенков , способствует инфекционным заболеваниям молодняка |
| Рекомендованная температура окружающей среды 1 неделя : 28—30с 2—3 неделя : 26,7—29,4С 4 неделя : 21,1—23,9C
|
|
8-10 | Удвоение первоначального веса отсутствие терморегуляции , глухота и слепота но развиты обоняние , осязание , вкус , реакция скучивания , появляется рефлекс дрожания | реагируют на прикосновения, источник тепла , пищат когда что-то беспокоит , чередование сна и сосания ( без разделения день ночь ) , самостоятельно не опорожняются | 8 кормлений .Обеспечить полумрак , тепло и чистоту |
10-15 | открывают глаза , зрачок реагирует на свет , сетчатка плохо развита | ползают не вставая на лапы |
|
16-17 | начинают функционировать органы слуха , щенок начинает различать откуда идет звук ,он начинает следовать за движущимся обьектом ,хотя зрение еще очень слабое . | начинают вставать на лапы , раскачиваясь из стороны в сторону , начинают проявляться многие особенности поведения и эмоционального состояния , характерные для взрослых собак . | Для развития щенка этого возраста очень полезно каждый день понемногу знакомить его со всеми проявлениями того , что его окружает . При этом щенку нужно дать возможность походить или поползать по разным покрытиям , побывать в местах с разной температурой . В поле зрения щенка должны находиться самые разные предметы ,которые он может осмотреть и обнюхать , словом , исследовать. Это поможет развить остроту зрения и двигательные способности . Для развития слуха щенка полезно периодически негромко включать радио или телевизор . Можно так же , записав на микрофон различные звуки , с которыми щенок должен познакомиться ( стук , свист, треск, музыка, звуки окружающей среды , речь человека ) воспроизводить их малышу . Это поможет формированию слухового восприятия у щенка |
18-20 | Формирование жировой ткани , появляется терморегуляция .появляется чёткая ориентировочная реакция на внешние раздражители ,образовывают оборонительные рефлексы , открываются ушные каналы | начинают вилять хвостом, реакция вздрагивания на резкий звук , | ежедневный контроль прироста массы тела , содержание в тепле и чистоте гнезда и щенков. Стрижка ногтей . |
21-24 | Начало прорезывания зубов , щенок слышит температура тела 36*-37*С | реакция на шум ,первые игры между щенками , Появляются признаки социального поведения щенки начинают между собой с матерью людьми игры имитируют борьбу , щенки виляют хвостом , издают множество звуков | С 21 дня ( 3 недели ) начинаем вводить в рацион первый прикорм . Обычно мясо говядина скобленка ( хорошо промороженную , постную говядину скоблим ножом ) начинаем с порции в 1 вишенку далее увеличиваем порции ежедневно . Нормальная энергия роста и сформированный стул являются лучшими показателями хорошего здоровья и правильного кормления . В среднем щенки прибавляют по 3-4 грамма в день на 1 кг массы тела если на основании контроля устанавливают меньший прирост массы тела щенков - необходима дополнительная подкормка или использование более качественных кормов |
21(3 недели ) |
|
| 1 дегельминтизация |
24-28  | проявление интереса к мясу , начало угасания сосательного рефлекса , переход от грудного вскармливания к смешанному | начало периода социализации ( мать начинает их приспособление к взрослой жизни при помощи мимики и некоторых агрессивных действий . Постепенно появляется возможность жевать, кусаться , начало познания мира , учатся пить воду | постепенно начинаем вводить размоченные в горячей воде сухи е корма отдельным питанием . Взвешивание каждые 4 дня Важно как и в предыдущем периоде держать щенят на руках , разговаривать с ними ,чтобы в будущем они не испытывали страха в присутствии человека |
30 (4 недели) |
|
| 2 дегельминтизация ( по показаниям ) |
30 | наличие зубов : клыки , резцы, первые и вторые ложнокоренные | выход из логова | переселение из яслей в вальер , приучение к пеленке |
35 | температура тела взрослой собаки Период социализации | повышение двигательной активности ,формирование дневного ритма ( различают день ночь ) откликаются на кличку . Наиболее важный период для воспитательной дрессировки .Щенки питаются разнообразным кормом . Особенность этого периода - способность быстро вырабатывать условные рефлексы .Щенки проявляют большую активность при знакомстве с внешней средой , у них проявляется исследовательский рефлекс , который наиболее полно выражен с 1,5 месяцев | с 1 по 2 месяц взвешивание каждые 5 дней |
Приблизительно к концу четвертой недели жизни щенок входит в период социализации , который продолжается вплоть до 12 недели . Предыдущие периоды характеризовались изменениями в основных сенсорных системах и моторике , а в этот период происходит быстрое развитие социального поведения щенка . Все органы чувств в этот период уже полностью функционируют , способность к обучению значительно усиливается . Прорезаются зубы и щенок пробует твердый корм . Примерно в 4-5 недель начинается отьем от матери , который полностью завершается к 7-10 недельному возрасту .
45 |
|
| актировка и клеймение , выдача щеняек , приучение к гигиеническим процедурам ( расчесывание, чистка ушей , осмотр зубов ) |
48-53 | нервная система сформирована | наилучшее усвоение новой информации (обучение командам ) желание познать окружающие предметы (грызут, хватают в рот , треплют) | необходимо человеческое общение , не держать круглосуточно в клетке ( это ведёт к отставанию в развитии) |
55-85 |
| период страхов, окончательный переход на корм | избегать травмирующих психику факторов |
56 ( 8 недель ) |
| В возрасте 8-9 недель щенки по запаху мочи и фекалий выбирают себе определенное место для опорожнения кишечника и мочевого пузыря . Это самое лучшее время для приучения щенка к чистоте в доме . | 3 дегельминтизация |
Вначале периода социализации щенок очень охотно обследует новые предметы , его особенно привлекают движущиеся обьекты . Жажда исследований побуждает щенка покидать своё логово и знакомиться с окружающим миром . В этот период период становится особенно заметно , как щенки начинают активно общаться друг с другом , с матерью и теми кто их окружает . С точки зрения формирования характера и поведения собаки это наиболее важный период в жизни щенка . Именно в это время со щенком проще всего начать устанавливать взаимоотношения , на основе которых сформируются все основные особенности социального поведения взрослой собаки. Даже незначительное воздействие на щенка в этот период скажется на его поведении в будущем . От того , сколько и как общается щенок в этом возрасте зависит , сможет ли он легко и свободно общаться со своими сородичами и с животными другого вида . Кроме развития социальных связей , в этот период отмечается особая опасность получения психологических травм . Восприимчивость , необходимая щенку для формирования социальных связей , делает его одновременно очень уязвимым к психологическим травмам . Щенка в это время легко испугать . Он особенно сильно реагирует на громкие звуки и резкое движение . Только со временем щенки начинают различать , какая ситуация была опасной а какая нет. В конце периода социализации щенки меньше обращают внимание на мать и больше занимаются друг другом . Для того , чтобы щенки не боялись людей , их необходимо часто брать на руки , но делать это надо бережно . Неосторожное обращение со щенками скажется на их отношении к человеку в будущем . На их поведение повлияет также всё, с чем они столкнутся в этот период .
65—67( 2 месяца + неделя ) |
|
| 1 комплексная вакцина | 60 | наличие всех молочных зубов | щенки начинают больше играть и меньше времени уделяют сну . Многие игры имитируют охоту ( щенки нападают друг на друга ,на свои игрушки ,могут бороться между собой ,медленно подкрадываться . Начинают контролировать силу укуса , так как негативная реакция со стороны других щенков и людей говорит о том что щенок делает больно. звуки становятся более разнообразными щенки пытаются лаять рычать , скулят для привлечения внимания | соблюдение карантина |
77 ( 11 недель) |
|
| дегельминтизация по показаниям |
86 ( 3 месяца ) |
|
| 2 комплексная вакцина сбешенством соблюдение карантина 10-14 дней |
96 |
| полностью готов к самостоятельной жизни , социализирован , дважды привит | начинаем выводить гулять |
12-16 недель  |
| поиск своего места в коллективе ( среди собак ,людей ), первые задатки лидерства формирование индивидуальных черт характера |
|
6-8 месяцев | фолликулы суки готовы к овуляции , первая течка (у некоторых сук первая течка начинается в 12-14 месяцев , обычно такие суки текут раз в год) окончательная смена зубов . В этот период щенки , как правило достигли 80%от размера взрослой собаки и их дальнейший рост и развитие не так заметны для владельцев . | половое созревание , кобели начинают поднимать лапу | Идеальный период для осуществления дрессировки . Так же важно отметить , что занятия должны быть короткими так как концентрация внимания у щенка намного ниже , чем у взрослой собаки . Важно что для закрепления необходимого поведения ( команды , социальное поведение , время кормления , прогулок на улице ) необходимо использовать положительное подкрепление ( лакомства , корм для дрессировок , похвала )так как именно такой тип обучения считается наиболее приемлемым для закрепления выученных навыков на многие годы | 6 месяцев дегельминтизация
|
Подростковый период включает время жизни щенка от завершения периода социализации до начала полового созревания ( между 6 и 12 месяцами ) К этому моменту способность щенка к обучению развивается полностью , постепенно совершенствуются навыки общения и движения . Общая активность возрастает , большую часть времени щенок посвящает исследованиям . В начале полового подростковый период заканчивается и начинается взрослая жизнь . Щенки изолированные от других собак на ранней стадии развития , имеют нарушения социального поведения . Некоторые собаки в это время проходят дополнительную стадию развития органов чувств , во время которой они особенно восприимчивы ко всему происходящему вокруг . Они стараются избежать всего неизвестного и неприятного . Такие животные кажутся менее общительными и даже робкими . Необходимо тщательно следить за тем , как общается щенок , чтобы установить атмосферу доверия и поддержать желательные проявления социального поведения . Грубое наказание в это время ,особенно провоцирующее агрессию , порожденную страхом , может непоправимо испортить характер животного .
9-12 месяцев  | окончание роста | окончательное формирование отношений доминирование -подчинение | 10 месяцев дегельминтизация 12 месяцев комплексная прививка с бешенством ( перед прививкой не позднее чем за 10 дней дегельминтизация ) |
 Важно : Когда вы получаете своих щенков в возрасте 8/10 недель, пожалуйста, помните об этих фотках. Видите их кости еще даже не соприкасаются. Вы заметили что все щенки с большими гибкими лапками и шаткими движениями, их суставы полностью состоят из мышц, сухожилий, связок, покрытые сверху кожным покровом. Кости не могут плотно прилегать друг к другу пока не имеют настоящего гнезда - т.е. сформированного сустава. И чтоб защитить кости щенка от деформации Природа сделала так, что щенки много бездельничают и спят.
Каждый большой в длину или высоту прыжок или активные игры или подпрыгивающий бег вызывает удары между костями. Игры или тренировки в разумных пределах это не проблематично и является нормальным износом суставов для любого животного, но когда вы выполняете их чрезмерно или не ограничиваете щенков в упражнениях, вы не даете им возможности нормально расти.
Нужно понимать, что когда вы позволяете щенку прыгать вверх и вниз или бежать по ступенькам, или прыгать с кровати, или берёте его на длительные прогулки / походы, вы повредите эти формирующиеся суставы. Когда вы позволяете щенку скользить по плитке или ламинату или линолеуму, вы опять же допускаете повреждение сустава.
Достаточно одного маломальского нарушения при формировании сустава и Вы можете изменить их за один раз на всю жизнь. Помните, что хорошо сложенное тело - это то, что происходит не только от отличного кормления и содержания, но и от правильного воспитания.
После того, как щенок подрастет и станет юниором, у вас будет ещё уйма времени, чтобы проводить с ним активные игры и заниматься более сложными упражнениями. Так что сохраняйте спокойствие, и терпение пока четвероногие дети еще маленькие щенки, и сделайте себе подарок, который можно дать только один раз в столь короткий промежуток от общения с вашим щенком в нежном его возрасте.
Влияние изоляцииЕсли щенка в период социализации изолировать от других собак , то очень велика вероятность того , что во взрослом состоянии у него возникнут проблемы в общении со своими сородичами . Собака будет вести себя агрессивно в присутствии других собак или наоборот - будет бояться их. Щенки ,изолированные от других собак , на ранней стадии развития , занимают подчинительное положение по отношению к ним , у них меньше опыта , они с трудом осваиваются в новой обстановке . Социальное поведение у них нарушено , они не умеют играть , очень часто агрессивно-трусливы , у них возникают затруднения при вязке . Отнимать щенка от матери раньше 7- недельного возраста нежелательно, потому что тогда щенки лишаются необходимого общения с соплеменниками . Щенки , не имевшие в раннем возрасте достаточного общения с другими собаками , хуже вступают в контакт с животными другого вида , а так же человеком . Этот риск всегда присутствует при искусственном вскармливании осиротевших щенков . Щенки , полностью лишенные контакта с человеком в возрасте от 4-12 недель боятся людей и их очень трудно воспитывать . Последствия такого лишения в редких случаях удается частично исправить , но чаще они полностью необратимы . Щенок который мало общался с людьми до 12 недельного возраста и старше обычно не может стать хорошим компаньоном - такие собаки трусливы , агрессивны и плохо поддаются дрессировке . Щенки , находившиеся в период социализации в обедненной окружающей среде , где знакомство с предметами и звуками было ограничено , плохо приспосабливаются к новым условиям , с трудом обучаются . Познание мира Поскольку щенки не появляются на свет с готовыми знаниями об окружающем их мире , наша задача познакомить их с ним ,правильно их воспитать и добиться взаимопонимания . Щенков нужно познакомить с пылесосом и другими бытовыми приборами , автомобилями мотоциклами велосипедами и многим другим . При знакомстве щенка с обьектами важно , чтобы они не доставляли ему неприятных ощущений . Когда щенок находится в спокойном состоянии осмотрите его , как будто вы ветеринарный врач : ротовую полость , уши , прощупайте разные части тела . Если вашему питомцу необходим частый уход за шерстью , начинайте приучать его к расческам и щеткам с раннего детства . Если вы планируете выставочную карьеру для своего любимца приучайте его к рукам ( для этого попросите незнакомых ему людей огладить его , посмотреть пасть) , необходимо научить щенка спокойно воспринимать подобные процедуры . Социальную адаптацию необходимо проводить и по отношению к другим животным , однако делать это нужно после того как щенок пройдет курс вакцинации и карантина . Щенка лучше всего знакомить со здоровой привитой собакой , не зараженной экто и эндопаразитами , которая не покидает своего участка и обладает общительным и дружелюбным характером .
Влияние гельмитов на здоровье собаки и способы борьбы с ними глистогонные средства для собак вакцинация щенков
Вернуться назад
|