Основные ошибки возникающие при дрессировке собак
Эта информация будет полезна всем начинающим дрессировщикам и тем, кто обучает собаку самостоятельно. Прежде всего напомним, чтодрессировка — это совокупность последовательных воздействий на собаку с целью выработки и закрепления условных рефлексов, определяющих дальнейшее ее практическое использование.
В процессе обучения часто допускаются ошибки, затрудняющие первоначальный этап формирования необходимого условного рефлекса. По своему характеру они делятся на 2 группы: это тактические и технические ошибки.
К первой группе относятся:
- действия дрессировщика, при которых не учитывается, то, что собака по своему «психическому развитию находится на более низкой ступени, чем человек. Например: собаке не свойственно абстрактное мышление, она не в состоянии понять рассказ хозяина о просмотренном фильме. Так же пониманию собаки будет недоступна фраза: «Принеси мне мячик через … часов», но сообщение типа: «принеси мяч» не вызовет никаких затруднений (при наличии выработанного условного рефлекса на данную команду).
- действия дрессировщика, ведущие к образованию «нежелательных связей». Например: если при обучении работе по следу нарушитель часто появлялся из-за одного и того же укрытия (забора, куста), то собака вместо того, чтобы идти по следу предполагаемого нарушителя, сразу идет к этому укрытию. Так же часто собака при виде кусочка лакомства покажет вам все, что умеет: и сядет, и ляжет, и снова сядет…
Ко второй группе ошибок относятся следующие:
- отсутствие у дрессировщика представлений о правильности того или ином навыка (незнание нормативов по различным курсам дрессировки);
- неумение дрессировщика в процессе обучения заинтересовать собаку;
- неправильное применение дрессировщиком системы поощрения и наказания (частное преобладание наказания над поощрением или наоборот).
Основные причины вышеперечисленных ошибок следующие (не зависящие от человека):
- отсутствие возможности у собаки говорить (выражать своим мысли с помощью определенных понятий);
- различный уровень мышления и разное устройство психики собаки и человека;
- преобладание работы инстинктов над работой «сознания» у собак, в отличии от человека, который контролирует сознанием свои инстинкты.
Существуют так же причины, зависящие непосредственно от дрессировщика:
- нерациональный выбор породы, т.е. выбор собаки, неподходящей по своему характеру и поведению для данного человека, а так же использование собак не по их назначению (агрессивная собака не годная на роль няньки для детей; агрессия собаки будет направлена не только в сторону чужих людей, но в первую очередь в вашу сторону);
- уделение большего внимания в процессе обучения тем навыкам, которые собака лучше усвоила. До занятий приходится часто наблюдать, как дрессировщик множество раз готов демонстрировать, с какой легкостью его собака преодолевает глухой забор (особенно если рядом человек, питомец котором этого еще не умеет), но совершенно не хочет уделять время тем приемам, которые даются его собаке с трудом и требуют от дрессировщика дополнительных затрат времени и сил, и часто не малых;
- замена основного принципа обучения — «обучение в действии» («учимся играя») на принцип — «сила — кратчайший путь к успеху»;
- отсутствие у многих дрессировщиков терпения и систематичности при работе с собакой.
В завершение хотелось бы отметить, что не существуют двух одинаковых по поведению собак. Ваша собака не будет точной копией предыдущего питомца или собаки Вашего знакомого. Но, в любом случае уровень работы собаки (четкость в выполнении команд, работа в трудных условиях) определяется в первую очередь затратами труда и времени, вложенными в нее владельцем, а так же четкостью представлений дрессировщика о желаемых результатах и возможных путях их достижений.
Ольга Лариhа, Юлия Лакатош, инструктора-дрессировщики МГКCC
Газета «Кот и Пес» 1997 — 11